[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Dreamtown » Сад знаний » Восприятие » Ричард Фейнман (о снах и проч.)
Ричард Фейнман
КешаДата: Среда, 05.08.2009, 12:51 | Сообщение # 1
Горожанин
Группа: Модераторы
Сообщений: 658
Статус: Offline
Пара глав из книги Ричарда Фейнмана "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман?"

Всегда стараясь выкрутиться

Когда я учился в МТИ, меня интересовала только наука; больше у меня не
получалось ничего. Однако в МТИ существовало правило: необходимо пройти и
несколько гуманитарных курсов, чтобы стать более "культурным". Кроме
требуемого курса английского языка было еще два факультативных курса,
поэтому я просмотрел список и сразу же обнаружил астрономию - как
гуманитарный предмет! Так что в тот год меня спасла астрономия. На следующий
год я спустился ниже по списку, мимо французской литературы и подобных ей
курсов, и нашел философию. Мне не удалось найти ничего более близкого к
науке.
Прежде чем я поведаю вам о том, что случилось на курсе философии, я
расскажу о курсе английского. Нам нужно было написать несколько сочинений на
заданную тему. Например, Милл написал что-то о свободе, а мы должны были
критиковать его работу. Я же вместо того, чтобы обратиться к политической
свободе, как это сделал Милл, написал о свободе социальной - проблеме,
связанной с тем, что в обществе, чтобы выглядеть вежливым, нужно фальшивить
и лгать и что эта вечная игра в обман приводит к "разрушению моральной
устойчивости общества". Вопрос интересный, но не тот, который мы должны были
обсуждать.
Затем мы должны были критиковать эссе Хаксли "О кусочке мела", в
котором он описывает, что обыкновенный кусочек мела, который он держит в
руке, представляет собой останки костей животных и что силы, которые
находятся внутри земли, подняли его, и он стал частью Уайт-Клиффс, потом его
добыли в каменоломне, а сейчас, когда с его помощью пишут на доске, его
используют для передачи мыслей.
И вновь вместо того, чтобы критиковать заданное нам эссе, я написал
пародию, которая называлась "О кусочке пыли", где рассказал о том, как пыль
показывает цвета при заходе солнца, осаждает дождь и т.п. Я всегда
мошенничал, всегда старался уклониться от поставленной задачи.
Но, когда нам задали написать сочинение по "Фаусту" Гете, я потерял
всякую надежду! Работа была слишком длинной, чтобы на нее можно было
написать пародию или придумать что-то еще. Я носился по всему сообществу и
орал: "Я не могу это сделать. Я просто не буду этого делать. Я не собираюсь
это делать!"
Один из моих друзей по сообществу сказал: "Ладно, Фейнман, ты не будешь
это делать. Но профессор подумает, что ты не выполнил задание, потому что не
хочешь работать. Напиши сочинение о чем-нибудь - с таким же количеством слов
- и сдай его с примечанием, что ты не понимаешь "Фауста", что у тебя душа к
нему не лежит и что ты просто не можешь написать сочинение по этой книге".
Так я и сделал. Я написал длинное сочинение "Об ограничениях разума". Я
размышлял о научных методиках решения задач и о том, что существуют
некоторые ограничения: моральные ценности невозможно определить с помощью
научных методов, ля, ля, ля и т.д.
Потом другой парень дал мне еще один совет. "Фейнман, - сказал он, - у
тебя ничего не получится, если ты сдашь сочинение, которое никак не связано
с "Фаустом". Знаешь, что тебе нужно сделать? Вставить то, что ты написал, в
"Фауста".
- Это смешно! - сказал я.
Но остальные ребята сочли это отличной идеей.
- Ладно! Ладно! - недовольно говорю я. - Я попробую.
Я добавил еще полстраницы к тому, что уже написал, сказав, что
Мефистофель представляет разум, Фауст представляет дух, а Гете пытается
показать ограничения разума. Я все смешал в одну кучу, все впихнул и сдал
свое сочинение.
Для обсуждения наших сочинений профессор приглашал нас по одному. Я
вошел, ожидая самого худшего.
Он сказал: "Вступительный материал прекрасный, однако материал, который
связан с "Фаустом" немного коротковат. А так сочинение очень хорошее -
четыре с плюсом". Я опять выкрутился.
Теперь о курсе философии. Курс читал старый бородатый профессор,
которого звали Робинсон. Он говорил ужасно нечетко. Я приходил на занятие,
он в течение всего занятия что-то бормотал, а я не мог понять ничего. Другие
студенты, похоже, понимали его чуть лучше, но они, судя по всему, вообще его
не слушали. У меня оказалось с собой небольшое сверло, одна шестнадцатая
дюйма в диаметре, и, чтобы убить время на этом курсе, я занимал себя тем,
что зажимал пальцами сверло и сверлил в подошве своего ботинка дырки, неделя
за неделей.
Наконец, однажды уже в конце курса профессор Робинсон сказал: "Бу-бу-бу
ву бу-ву-бу бу ву-бу-ву... ", и все заволновались! Все начали разговаривать
друг с другом и обсуждать что-то, откуда я понял, что он наконец-то сказал
что-то интересное, слава Богу! Мне было интересно, что же именно он сказал.
Я спросил у кого-то, и мне сказали: "Мы должны написать сочинение и
сдать его через четыре недели".
- Сочинение о чем?
- О том, о чем он говорил весь год.
Я был убит. Единственное, что я услышал за весь семестр и что я смог
вспомнить, было, когда однажды произошел подъем его речи из глубин горла на
поверхность: "Бу-бу-бу-бу-ву-ву-бу-поток сознания-бу-ву-ву-бу-бу-ву", и
хлюп! - все снова погрузилось в хаос.
Этот "поток сознания" напомнил мне о задачке, которую мой отец задал
мне много лет назад. Он сказал: "Представь, что на Земле появились марсиане,
а марсиане никогда не спят, они постоянно бодрствуют. Представь, что у них
нет этого бредового явления, которое есть у нас и которое называется сном. И
они тебя спрашивают: "Как это спать? Что ты при этом чувствуешь? Что
происходит, когда ты засыпаешь: твои мысли внезапно останавливаются или они
движутся все мееедленнее иииииии мммммммеееееддддддлллллеееееннннннееееее?
Как в действительности отключается разум?"".
Я заинтересовался. Итак, мне нужно было ответить на вопрос: "Как
заканчивается поток сознания, когда мы засыпаем?"
Итак, каждый полдень в течение следующих четырех недель я работал над
своим сочинением. Я задергивал шторы в своей комнате, выключал свет и
ложился спать. Я наблюдал за тем, что происходит, когда я засыпаю.
Кроме того, я засыпал и ночью, так что я мог проводить наблюдения два
раза в день, и это было здорово!
Сначала я обращал внимание на множество второстепенных вещей, которые
были мало связаны с процессом засыпания. Я заметил, например, что я очень
много размышляю, мысленно разговаривая сам с собой. Кроме того, я мог
визуально представить различные вещи.
Потом, когда я уставал, то замечал, что могу думать о двух вещах
одновременно. Я обнаружил это, когда однажды мысленно разговаривал сам с
собой о чем-то и одновременно с этим пассивно представлял две веревки,
привязанные к моей кровати, проходящие через какие-то шкивы, обмотанные
вокруг вращающегося цилиндра и медленно поднимающие кровать. Я не осознавал,
что представляю эти веревки до тех пор, пока не начал переживать, что одна
веревка цепляется за другую и они накручиваются на цилиндр неровно. Но я
мысленно сказал себе: "Ничего, сила тяги все расставит по местам". Эта мысль
перебила мою первую мысль, и я осознал, что думаю о двух вещах одновременно.
Также я заметил, что мысли не прекращаются и тогда, когда засыпаешь,
просто между ними постепенно пропадает логическая связь. Отсутствия этой
логической связи не замечаешь до тех пор, пока не спросишь себя: "А почему я
об этом подумал?" Пытаешься проследить обратный путь, но зачастую не можешь
вспомнить, что же, черт побери, привело тебя к этой мысли!
Так что существование логической связи - иллюзия, а на самом деле мысли
становятся все более и более разрозненными, пока не станут абсолютно
беспорядочными, и после этого ты засыпаешь.
После четырех недель постоянного сна я написал сочинение и объяснил
сделанные мной наблюдения. В конце сочинения я указал, что все эти
наблюдения я сделал, наблюдая за тем, как я засыпаю, но я действительно не
знаю, на что похож процесс засыпания, когда я не наблюдаю за собой. Я
завершил сочинение небольшим стихотворением, которое я сочинил сам и которое
обозначило эту проблему самоанализа:
Мне интересно, почему. Мне интересно, почему. Мне интересно, почему мне
интересно. Мне интересно, почему мне интересно, почему Мне интересно, почему
мне интересно!
Мы сдаем свои сочинения, и на следующем занятии профессор читает одно
из них: "Бу-бу-бу ву-бу-ву бу-ву-бу бу-бу..." Я не могу понять, что же там
написано.
Он читает следующее сочинение: "Бу-ву-бу бу-бу-бу бу-бу-ву бу-бу..." Я
опять не могу разобрать, о чем же это сочинение, однако в конце сочинения
профессор читает:
Ме иниесо, поеу. Ме иниесо, поеу. Ме иниесо, поеу ме иниесо. Ме иниесо,
поеу ме иниесо, поеу Ме иниесо, поеу ме иниесо!
"А! - говорю я. - Это мое сочинение!" Я, и правда, узнал его только в
конце.
После написания сочинения мое любопытство никуда не исчезло, и я
продолжал наблюдать за тем, как я засыпаю. Однажды ночью, когда мне снился
сон, я осознал, что наблюдаю за собой во сне. Я уже забрался в сам сон!
В первой части сна я вижу себя на крыше поезда, который приближается к
тоннелю. Я пугаюсь, прижимаюсь к крыше поезда, и он въезжает в тоннель -
ввуух! Я говорю себе: "Значит так: может появиться чувство страха, а также
можно услышать, как изменяется звук, когда въезжаешь в тоннель".
Я также заметил, что могу видеть цвета. Некоторые люди говорили, что
сны всегда черно-белые, но, нет, мне снились цветные сны.
К этому времени я уже оказался в одном из вагонов поезда и мог ощущать
его покачивание. Я говорю себе: "Значит, во сне можно получить и
кинестетические ощущения". Я дохожу с некоторым усилием до конца вагона и
вижу большое окно, как витрина в магазине. За этой витриной стоят - не
манекены, а три живые девушки в купальниках, и очень симпатичные!
Я перехожу в следующий вагон, цепляясь за поручни у себя над головой, и
говорю себе: "Хм! Было бы интересно возбудиться - сексуально - пойду-ка я
назад в первый вагон". Я обнаруживаю, что могу повернуться и пойти обратно
по поезду, значит, я могу контролировать направление своего сна. Я
возвращаюсь в вагон с особым окном и вижу трех стариков, которые играют на
скрипках, - но они тут же снова превращаются в девушек! Так что я могу
изменять направление своего сна, хотя и не совершенным образом.
Итак, я начинаю возбуждаться, как сексуально, так и интеллектуально,
произнося что-то вроде: "Ух ты! Работает!" и просыпаюсь.
Я сделал еще несколько наблюдений во время сна. Помимо того, что я
всегда спрашивал себя: "Действительно ли я вижу цветные сны?", меня всегда
интересовало: "Насколько точно можно что-то увидеть во сне?"
В следующий раз мне снился сон: в высокой траве лежала рыжеволосая
девушка. Я попытался посмотреть, смогу ли я увидеть каждый волосок! Вы
знаете, что в том месте, где отражается солнце, создается небольшая цветовая
область - дифракционный эффект, я смог увидеть это! Я мог увидеть каждый
волосок настолько отчетливо, насколько хочется: совершенное зрение!
В другой раз мне приснился сон, в котором канцелярская кнопка застряла
в дверной коробке. Я вижу кнопку, провожу пальцами по дверной коробке и
чувствую эту кнопку. Я делаю вывод, что, судя по всему, "отдел зрения" и
"отдел чувств" головного мозга как-то связаны между собой. Тогда я говорю
себе: "А может ли быть так, что они не должны быть связаны?" Я снова смотрю
на дверную коробку: кнопки там нет. Я провожу по ней пальцем и чувствую
кнопку!
В другой раз я сплю и слышу "тук-тук; тук-тук". В моем сне происходило
что-то, к чему можно было отнести этот стук, но соответствие не было
идеальным - он казался несколько чужим. Я подумал: "Стопроцентная гарантия,
что этот стук доносится извне, и я сам придумал эту часть сна, чтобы она
соответствовала этому стуку. Мне нужно проснуться, чтобы узнать, что же,
черт побери, происходит".
Стук продолжается, я просыпаюсь и... Мертвая тишина. Ничего не было.
Так что звук никак не был связан с внешним миром.
Другие рассказывали мне, что они включали шум, доносящийся извне, в
свои сны, но, когда со мной произошло нечто подобное и я внимательно
"наблюдал снизу" и был уверен, что шум исходит извне, все оказалось
наоборот.
В то время, когда я проводил во сне наблюдения, процесс пробуждения
вызывал во мне некий страх. Когда начинаешь просыпаться, бывает мгновение,
когда чувствуешь себя неподвижным, словно привязанным к кровати или
обмотанным множеством слоев ватина. Это сложно объяснить, но в какой-то
момент чувствуешь, что не можешь выбраться, и уже не уверен, сможешь ли ты
вообще проснуться. Так что мне приходилось говорить самому себе - после
того, как я проснулся, - что это просто смешно. Я не знаю ни одной болезни,
при которой человек совершенно естественно засыпает, а потом не может
проснуться. Проснуться можно всегда. Растолковав это себе бессчетное
количество раз, я мало-помалу перестал бояться и даже находил процесс
пробуждения довольно захватывающим - вроде американских горок: проходит
какое-то время, ты перестаешь бояться, и мало-помалу они начинают тебе
нравиться.
Вам, наверное, интересно будет узнать, как прекратился этот процесс
наблюдения за своими снами (он действительно большей частью прекратился; с
тех пор это происходило со мной лишь несколько раз). Однажды ночью я сплю,
как обычно наблюдая за собой, и вижу, что на стене прямо передо мной висит
вымпел. В двадцать пятый раз я отвечаю: "Да, я вижу цветные сны", а потом
понимаю, что сплю, прижавшись затылком к латунному стержню. Я трогаю затылок
рукой и чувствую, что он мягкий. Я думаю: "А! Так вот почему я могу делать
все эти наблюдения во время сна: латунный стержень возбуждает зрительную
кору моего мозга. Мне достаточно просто лечь спать, положив голову на
латунный стержень, и я смогу проводить эти наблюдения, когда захочу. Думаю,
что на этом можно перестать наблюдать и погрузиться в более глубокий сон".
Когда я проснулся, оказалось, что никакого латунного стержня нет, да и
затылок у меня твердый. Видимо я устал от этих наблюдений, и мой мозг
выдумал ложные причины того, почему мне больше не стоит этим заниматься.
В результате всех этих наблюдений у меня зародилась небольшая теория.
Одна из причин того, почему мне нравилось наблюдать за снами, состояла в
том, что мне было любопытно понять, как возникает образ, например, человека,
когда глаза закрыты и в них ничего не поступает. Вы скажете, что, возможно,
это какие-то случайные и нерегулярные нервные импульсы, но ведь во сне
невозможно заставить нервы генерировать такую же сложную последовательность
импульсов, как та, что возникает, когда бодрствуешь и видишь что-то на самом
деле. Но тогда как же я мог "видеть" в цвете и во всех деталях во сне?
Я решил, что в мозге должен существовать отдел, заведующий
интерпретацией. Когда вы на самом деле смотрите на что-то - на человека, на
лампу или на стену, - вы видите не просто цветные пятна. Что-то говорит вам
о том, что это такое; это необходимо интерпретировать. Отдел интерпретации
также работает и когда вы спите, но он все выдумывает. Он говорит вам, что
вы видите человеческий волос во всех деталях, но на самом деле этого не
происходит. Он интерпретирует всякую чушь, которая лезет вам в голову, как
отчетливую картинку.
И еще кое-что о снах. У меня был друг по имени Дойч. Его жена выросла в
семье психоаналитиков в Вене. Однажды вечером мы обсуждали сны, и он сказал
мне, что у снов есть смысл: в снах присутствуют символы, которые можно
толковать, используя психоанализ. В большую часть этого я не поверил, однако
в ту ночь мне приснился интересный сон. Мы играли на бильярдном столе в игру
с тремя шарами - белым, зеленым и серым, - игра называлась "девчонки". Смысл
был в том, чтобы загнать шары в лузу: белый и зеленый удалось загнать легко,
но с серым никак не получалось.
Я проснулся и легко растолковал этот сон: одно название игры говорит о
том, что шары - это девушки! Белый шар вычислить было легко: я тайно
встречался с замужней женщиной, которая работала кассиром в кафетерии и
носила белую униформу. С зеленым тоже сложностей не возникло: два дня назад
я ездил вечером в автомобильный кинотеатр с девушкой в зеленом платье. Но
серый - кто же был серым, черт побери? Я знал, что кто-то должен был быть
серым; я это чувствовал. Это похоже на то, когда пытаешься вспомнить чье-то
имя: оно вертится на языке, но ты никак не можешь подхватить его.
И только через полдня я вспомнил, что попрощался с девушкой, которая
мне очень нравилась и которая месяца два или три назад уехала в Италию.
Девушка была очень милая, и я решил снова с ней встретиться, когда она
вернется. Я не знаю, была ли она одета в серый костюм, но как только я о ней
подумал, мне стало совершенно ясно, что именно она была серым шаром.
Я пошел к своему другу Дойчу и сказал ему, что он, должно быть, прав -
в толковании снов определенно что-то есть. Но когда он услышал о моем
интересном сне, он сказал: "Нет, у тебя все слишком идеально - слишком
коротко и слишком сухо. Обычно приходится проводить более глубокий анализ".

 
КешаДата: Среда, 05.08.2009, 12:54 | Сообщение # 2
Горожанин
Группа: Модераторы
Сообщений: 658
Статус: Offline
Измененные состояния

Я читал лекции каждую среду в компании "Хьюз Эркрафт", и однажды я
приехал туда немного раньше назначенного времени и, как обычно, флиртовал со
служащей, которая сидела в приемной, когда туда вошли человек шесть -
несколько мужчин и женщин. Один из мужчин сказал: "Профессор Фейнман читает
лекции здесь?"
- Да, - ответила служащая.
Мужчина спрашивает, может ли его группа приходить на лекции.
- Не думаю, что они Вам понравятся, - сказал я. - Они слишком
технические.
Очень скоро одна из женщин, которая была довольно умной, сообразила:
"Клянусь, что Вы и есть профессор Фейнман!"
Говорившим мужчиной оказался Джон Лилли, который раньше работал с
дельфинами. Он вместе со своей женой исследовал отсутствие ощущений и
соорудил несколько специальных емкостей.
- При этих условиях ты должен видеть галлюцинации, правда? -
восторженно спросил я.
- Да, это действительно так.
Меня всегда очаровывали образы из снов и те образы, которые появляются
в мозге без непосредственного сенсорного источника, то есть то, как это
работает в голове, а потому мне очень хотелось увидеть галлюцинации. Однажды
я даже подумывал о том, чтобы принять наркотик, но испугался: я люблю думать
и не хочу портить машину, которая помогает мне в этом. Однако мне казалось,
что если я просто полежу в емкости, изолированной от внешних воздействий,
это не будет представлять для меня никакой психологической опасности, а
потому мне не терпелось это испробовать.
Я быстренько принял приглашение Лилли воспользоваться емкостью, что
было очень любезно с их стороны, а они пришли послушать мою лекцию со своей
группой.
Итак, на следующей неделе я отправился испытывать емкости. Мистер Лилли
познакомил меня с ними, как он, должно быть, поступал и со всеми другими
людьми. Там было много лампочек, напоминающих неоновые огни, с разными
газами. Он показал мне периодическую таблицу, проделал много мистических
фокусов со светом разного рода, который оказывает разное влияние. Он сказал
мне, как готовиться ко входу в емкость, глядя на себя в зеркало, прижавшись
к нему носом, - все мелочи, всю ерунду. Я не обратил на всю эту чушь
никакого внимания, но сделал все, потому что хотел попасть в емкость, да еще
подумал, что, возможно, эти приготовления облегчат получение галлюцинаций.
Итак, я прошел через все, что он мне рассказал. Единственная сложность
состояла в выборе цвета лампочки, влияние которого я хотел испытать,
особенно если учесть, что емкость должна быть темной изнутри.
Емкость, изолированная от внешних воздействий, похожа на большую
ванную, но с опускающейся крышкой. Внутри абсолютно темно, и поскольку
крышка толстая, звуков не слышно. В емкости есть небольшой насос, который
закачивает туда воздух, но оказывается, что о воздухе можно не беспокоиться,
потому что его объем достаточно велик, а ты находишься там в течение лишь
двух или трех часов, а когда дышишь нормально, то воздуха потребляется не
слишком много. Мистер Лилли сказал, что насосы нужны только для того, чтобы
успокоить людей, так что я понял, что это чисто психологическая
необходимость, и попросил его отключить насос, потому что тот немного шумел.
Вода в емкости содержала английскую соль, которая повышала ее плотность
по сравнению с обычной водой, так что держаться на ее поверхности не
составляло особого труда. Температура воды поддерживалась на уровне
температуры тела, или 34 градусов Цельсия, или около того - он все это
подсчитал. В емкости не должно было быть ни света, ни звука, ни
температурного ощущения, вообще ничего! Время от времени тебя могло принести
к стенке, о которую ты легко ударялся, или из-за конденсации с крышки
емкости могла упасть капля воды, но эти легкие волнения были очень редкими.
Должно быть, я ходил в эту емкость раз двенадцать, каждый раз проводя
там по два с половиной часа. В первый раз я не получил никаких галлюцинаций,
но после того как я вышел, Лилли познакомили меня с врачом, который
рассказал мне о наркотическом веществе, называемом кетамин, которое
используют для анестезии. Меня всегда интересовало, что происходит, когда
засыпаешь или теряешь сознание, поэтому они показали мне документы, которые
шли вместе с этим лекарством, и дали одну десятую нормальной дозы.
Я испытал это странное чувство, которое так и не смог понять
впоследствии, когда пытался охарактеризовать, каким было его действие.
Например, наркотик определенным образом воздействовал на мое зрение; я
чувствовал, что не могу видеть четко. Но если я к чему то присматривался, то
все было в порядке. Это вроде того, как если ты не обращаешь внимания на то,
что тебя окружает; когда небрежно делаешь то, се и чувствуешь себя как
пьяный, но как только посмотришь внимательно, сосредоточишься, все, по
крайней мере на какое-то мгновение, приходит в норму. Я взял у них книгу по
органической химии и посмотрел на таблицу, полную сложных веществ, и, к
своему удивлению, смог их прочитать.
Я проделал и все остальное, например, сводил руки с какого-то
расстояния, чтобы посмотреть, соприкоснутся ли пальцы друг с другом, и
несмотря на то, что я чувствовал полную неспособность ориентироваться или
сделать что-нибудь, я так и не нашел ничего конкретного, что мне не удалось
бы сделать.
Как я уже сказал, когда я попал в емкость, изолированную от внешних
воздействий, в первый раз, у меня не было никаких галлюцинаций, не было их и
во второй раз. Однако Лилли были очень интересными людьми; мне они очень и
очень нравились. Они часто приглашали меня на обед и т.п., и очень скоро мы
уже обсуждали некоторые вещи совсем другого уровня, если сравнивать их с той
ерундой про лампочки. Я понял, что другие люди находили емкость,
изолированную от внешних воздействий, несколько пугающей, мне же она
казалась довольно интересным изобретением. Я не боялся, потому что знал, что
это такое: всего лишь емкость с водой, которая содержит английскую соль.
Когда я пришел туда в третий раз, у них был гость, - я там встретил
много интересных людей, - который назвался именем Баба Рам Дас. Это был
парень из Гарварда, который ездил в Индию и написал популярную книгу "Будь
здесь сейчас". Он рассказал, как его гуру в Индии объяснил ему, как пережить
"опыт вне тела" (эти слова я часто видел на доске объявлений):
сконцентрируйся на своем дыхании, на том, как воздух входит в твой нос и
выходит из него, по мере того, как ты дышишь.
Я подумал, что испробовал бы все, что угодно, чтобы получить
галлюцинацию, и отправился в емкость. На каком-то этапе игры я внезапно
осознал - это сложно объяснить, - что я сдвинулся на дюйм в сторону. Другими
словами, мое дыхание, вдох и выдох, вдох и выдох, происходит не в центре:
мое эго слегка сдвинулось в одну сторону, примерно на дюйм.
Я подумал: "А где же на самом деле находится эго? Я знаю, что все
считают, что мышление происходит в мозге, но откуда они это знают?" Я уже
читал о том, что это не казалось людям столь очевидным, пока не было
проведено множество психологических исследований. Греки, например, считали,
что мышление происходит в печени. Тогда я подумал: "Возможно ли, что дети
узнают, где находится эго, видя, как взрослые прикасаются рукой к голове,
когда говорят: "Дайте мне подумать"? А потому мысль о том, что эго находится
именно там, может быть лишь традицией!" Я осознал, что если смог сдвинуть
свое эго на один дюйм в сторону, то смогу сдвинуть его и дальше. Вот это и
стало началом галлюцинаций.
Я попробовал и через некоторое время спустил свое эго через шею к
середине груди. Когда упала капля воды и ударила меня по плечу, я
почувствовал ее "прямо там", над "собой". Каждый раз, когда падала капля, я
немного пугался, и мое эго быстро возвращалось по шее на свое обычное место.
И тогда мне снова приходилось спускать его. Сначала у меня уходило много
времени на то, чтобы спустить эго вниз, но постепенно стало легче. Мне
удалось научиться спускать себя до самой поясницы, смещаясь в одну сторону,
но дальше я продвинуться не смог.
В другой раз, когда я находился в емкости, изолированной от внешних
воздействий, я решил, что если я могу сдвинуть себя к пояснице, то я, должно
быть, могу совсем покинуть свое тело. Так что мне удалось "отойти в
сторону". Это сложно объяснить - я двигал руками, разбрызгивал воду, и, хотя
я их не видел, я знал, что они там. Но, в отличие от реальной жизни, где
руки расположены с двух сторон и опущены вниз, здесь они обе были по одну
сторону! Ощущение в пальцах и все остальное было таким же, как и в
нормальной жизни, только мое эго сидело вне меня, "наблюдая" все это.
С того времени я видел галлюцинации почти каждый раз и научился все
дальше и дальше уходить от своего тела. Дошло до того, что, когда я двигал
руками, я видел их как своего рода механизмы, которые ходили вверх-вниз -
они не были плотью; это были механизмы. Но я по-прежнему мог чувствовать
все. Чувства полностью согласовывались с движением, но я также испытывал и
это ощущение "он - это то". В конце концов, "я" даже вышел из комнаты и
побродил вокруг, зайдя в разные места, где происходило то, что я видел
раньше в другой день.
Я испытал множество разновидностей опыта пребывания вне тела. Однажды,
например, мне удалось "увидеть" свой затылок, на котором лежали мои руки.
Когда я пошевелил пальцами, я увидел, что они шевелятся, но между большим
пальцем и остальными я увидел голубое небо. Это, конечно же, не было
реальностью; это была галлюцинация. Но суть в том, что, когда я двигал
пальцами, их движение полностью согласовывалось с тем, что, по моему
представлению, я вижу. Появлялась целая совокупность образов, она
соответствовала тому, что ты чувствуешь и делаешь; это было очень похоже на
то, когда медленно просыпаешься утром и прикасаешься к чему-то (не зная, что
это такое) и вдруг понимаешь, что это. Вот так внезапно появлялась и целая
совокупность образов, разница была лишь в ее необычности, в том смысле, что
обычно кажется, что эго расположено перед затылком, а здесь ты ощущаешь его
позади затылка.
Однако во время галлюцинации меня постоянно беспокоило, в
психологическом плане, что, быть может, я просто заснул и всего лишь вижу
сон. У меня уже был кое-какой опыт со снами, и мне хотелось получить новый.
Это было глупо, потому что когда видишь галлюцинацию или что-то вроде того,
то не можешь соображать нормально, а потому делаешь такие глупости, которые
заставляют работать твой разум, например, проверяешь, не заснул ли ты. Как
бы то ни было, я постоянно проверял, не заснул ли я, - поскольку мои руки
часто лежали под головой, - я тер большие пальцы друг от друга, чувствуя их.
Конечно, мне это могло сниться, но не снилось: я знал, что это было
реальным.
Когда прошло немного времени и волнение от увиденных галлюцинаций
перестало "отключать" или прерывать их, я научился расслабляться и видеть
длинные галлюцинации.
Неделю или две спустя я задумался о том, как работает мозг, если
сравнить его действие с работой компьютера - особенно когда дело касается
хранения информации. В этой области одна из самых интересных проблем
заключается в том, как хранятся воспоминания в мозге, К ним можно попасть из
столь огромного количества направлений, по сравнению с машиной - к памяти не
обязательно обращаться непосредственно с правильным адресом. Если я хочу
получить слово "рента", например, когда разгадываю кроссворд, я ищу слово из
пяти букв, которое начинается на "р" и заканчивается на "а"; я могу подумать
о видах дохода или займе и ссуде; это в свою очередь может привести к
всевозможным воспоминаниям или информации, связанной с этим. Я размышлял о
создании "имитирующей машины", которая изучала бы язык, как это делает
ребенок: ты бы разговаривал с этой машиной. Но я так и не придумал, как
хранить всю информацию организованным образом, чтобы машина могла извлекать
ее в своих собственных целях.
Когда на той неделе я отправился в емкость, изолированную от внешних
воздействий, и увидел галлюцинацию, то попытался подумать о самых ранних
воспоминаниях. Я беспрестанно говорил себе: "Должно быть еще раньше; должно
быть еще раньше", - мне все время казалось, что воспоминания недостаточно
ранние. Когда ко мне пришло очень раннее воспоминание, - скажем, про мой
родной город Фар-Рокуэй, - то мгновенно появилась целая цепочка
воспоминаний, и все они были связаны с этим городом. Потом, если я думал о
чем-то, связанном с другим городом, - например, Седархерстом или каким-то
еще, - то на ум приходило множество воспоминаний, связанных именно с этим
городом. Тогда я понял, что информация хранится в соответствии с тем местом,
где ты пережил данный опыт.
Мне очень понравилось свое открытие, я вышел из емкости, принял душ,
оделся и т.п. и поехал в "Хьюз Эркрафт" читать очередную лекцию. Таким
образом, прошло около сорока пяти минут после того, как я вышел из емкости,
когда я внезапно впервые осознал, что у меня нет ни малейшего представления
о том, как воспоминания хранятся в мозге; все, что я видел, было лишь
галлюцинацией, связанной с тем, как воспоминания хранятся в мозге! Мое
"открытие" никак не было связано с тем, как воспоминания действительно
хранятся в мозге; оно было связано только с теми играми, в которые я играю с
самим собой.
Во время наших многочисленных дискуссий о галлюцинациях в мои первые
посещения я пытался объяснить Лилли и всем остальным, что то, что кажется
нам реальным, не представляет истинную реальность. Если ты несколько раз
видел золотые шары, или что-то в этом роде, и они разговаривали с тобой во
время галлюцинации и сказали, что они - это другой разум, это не значит, что
они - другой разум; это значит только то, что ты увидел такую галлюцинацию.
В данном же случае я испытал сильнейшее ощущение от того, что открыл, как
хранятся воспоминания, и удивительно, что только через сорок пять минут я
осознал свою ошибку, которую ранее пытался объяснить всем остальным.
Также я размышлял над следующим вопросом: подвержены ли галлюцинации,
подобно снам, влиянию того, что уже находится в твоем разуме - что осталось
от других впечатлений, которые ты пережил в этот день или от того, что ты
ожидаешь увидеть. Я полагаю, что мне удалось пережить опыт пребывания вне
тела потому, что мы обсуждали подобный опыт непосредственно перед тем, как я
вошел в емкость. А галлюцинации, связанные с хранением воспоминаний в мозге,
я думаю, были вызваны тем, что я всю неделю размышлял над этой проблемой.
Я много беседовал с разными людьми, которые приходили к Лилли, о
реальности впечатлений. Они спорили со мной, утверждая, что в
экспериментальной науке реальным считается то впечатление, которое можно
воспроизвести. Таким образом, если раз за разом многие люди видят золотые
шары, которые с ними разговаривают, значит эти шары должны быть реальными. Я
же настаивал, что в подобных ситуациях, перед тем как зайти в емкость эти
люди беседовали о золотых шарах, а потому, когда человек видит галлюцинацию,
а перед входом в емкость его разум думал о золотых шарах, он видит что-то
близкое к этим шарам, - они могут быть голубыми или какими-то еще, - и
думает, что воспроизводит впечатление. Я чувствовал, что понимаю разницу
между согласием, к которому приходят люди посредством разума, и согласием,
которое получается в результате эксперимента. Забавляет здесь то, что понять
разницу очень легко, но определить ее очень сложно!
Я считаю, что в галлюцинациях нет ничего, что хоть как-то было бы
связано с чем-то внешним по отношению к внутреннему психологическому
состоянию человека, который видит эту галлюцинацию. Но, тем не менее,
существует масса случаев, произошедших с различными людьми, которые верят,
что галлюцинация содержит реальность. Эта же общая идея может объяснить
определенный процент успеха, которого достигают толкователи снов. Например,
некоторые психоаналитики интерпретируют сны, говоря о смысле различных
символов. И потом нельзя исключить возможность того, что эти символы
действительно появляются в последующих снах. Таким образом, я думаю, что,
быть может, толкование галлюцинаций и снов - это самораспространяющийся
процесс: ты достигаешь более или менее общего успеха, особенно если подробно
обсудишь это заранее.
Обычно галлюцинации у меня начинались минут через пятнадцать после
входа в емкость, изолированную от внешних воздействий, но в нескольких
случаях, когда я предварительно курил марихуану, они приходили очень быстро.
Хотя для меня и пятнадцать минут было достаточно быстро.
Со мной часто происходило следующее: как только начиналась
галлюцинация, появлялось и нечто, что можно описать как "мусор" - просто
хаотические образы, в общем, абсолютный бессвязный хлам. Я пытался вспомнить
отдельные элементы этого хлама, чтобы суметь определить его снова, но
оказалось, что сделать это необычайно сложно. Я полагаю, что начал
приближаться к чему-то вроде процесса, который происходит, когда начинаешь
засыпать: совершенно очевидно, что логическая связь существует, но когда
пытаешься вспомнить, что заставило тебя подумать о том, о чем ты сейчас
думаешь, то тебе это не удается. В действительности скоро ты забываешь даже
о том, что вообще пытаешься вспомнить. Я помню только штуки вроде белого
знака с пимпочкой, в Чикаго, который потом исчезает. И вот такая ерунда
постоянно.
У мистера Лилли было несколько разных емкостей, и мы провели несколько
разных экспериментов. Что касается галлюцинаций, разницы я не увидел и
убедился, что в емкости нет особой необходимости. Теперь, когда я увидел,
что нужно делать, я понял, что достаточно просто посидеть спокойно - зачем
проделывать столько фокусов-покусов?
Итак, придя домой, я выключил свет, сел в гостиной на удобный стул,
пытался и пытался - и ничего не сработало. Я ни разу не смог вызвать
галлюцинацию, находясь вне емкости. Конечно, мне бы хотелось сделать это
дома, и я не сомневаюсь, что мог бы заняться медитацией и сделать это, если
бы попрактиковался, но я не практиковался.

 
ЛорримоДата: Четверг, 06.08.2009, 09:14 | Сообщение # 3
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 414
Статус: Offline
я, как всегда, благодарный читатель smile yes flower
 
NikolДата: Четверг, 06.08.2009, 10:31 | Сообщение # 4
Горожанин
Группа: Администраторы
Сообщений: 1728
Статус: Offline
Кеша, дай книжку почитать в эл.виде!
 
TransparentДата: Четверг, 06.08.2009, 15:36 | Сообщение # 5
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 286
Статус: Offline
Как то сложно читается. Вроде всё просто. Но читается как-то сложно smile
 
IanДата: Пятница, 07.08.2009, 11:47 | Сообщение # 6
Горожанин
Группа: Пользователи
Сообщений: 218
Статус: Offline
Вот это офигенный пример человека, познающего мира. Того что мне так хотелось бы иметь.
Полежал бы я в такой ванне с радостью)


Let's start?
 
Dreamtown » Сад знаний » Восприятие » Ричард Фейнман (о снах и проч.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 

Сайт управляется системой uCoz