[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

  • Страница 1 из 1
  • 1
Dreamtown » Беседка » Полезные ссылки » история мнемотехники
история мнемотехники
АннетДата: Среда, 29.08.2012, 14:56 | Сообщение # 1
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 432
Статус: Offline
Вспомнить все: ИСТОРИЯ МНЕМОТЕХНИКИ
29 августа //14:30
Часть первая: Античность

Мнемотехника - искусство запоминания, тренировки памяти, переживает в наши дни свое второе рождение. Еще совсем недавно, в энциклопедических словарях было написано о том, что это - всего лишь разновидность циркового трюка, аттракциона. Сегодня же полки книжных магазинов уставлены пособиями по развитию памяти. Похоже, наше общество снова стало заботиться о том, чтобы информация передавалась из уст в уста, не надеясь на электронные носители. Естественно, они тоже подвержены «внешним воздействиям» и сохранность информации остается под вопросом (вспомните «не отформатированные» диски, на которых хранилось что-то важное). Сюжетный ход «потери данных из-за неисправности компьютера» - кочует из фильма в фильм. Но главная опасность касается самого содержания. Вынесенная «во вне» память может быть подвергнута редактированию без ведома человека. А значит, сконструировать чью-то память (даже коллективную, историческую) становится проще простого. От того-то и заново ставится вопрос о естественных способностях человека.

Богиня Мнемосина

Богиня Мнемосина - это персонифицированная память, по своему происхождению - сестра Кроноса и Океаноса. Именно Мнемосина обладает Всеведением. Обратимся к Гесиоду, в его трактовке она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Так вот, память, богатый опыт - неизменный помощник и источник вдохновения творческих личностей. Древние верили, что когда поэтом или писателем овладевают музы, он пьёт из источника знания Мнемосины…Изначально это означало то, что творец прикасается к познанию «истоков», «начал».

Греция

Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Для того, чтобы выяснить истоки, нам необходимо вспомнить легенду о Симониде. Как ученый, он считается не только основателем мнемоники, но и преобразователем греческого алфавита. А с памятью Симонида связана любопытнейшая история. Цицерон изложил ее, а мы, благодаря «памяти веков» знаем о ней, как о первом случае использования мнемотехники в практических целях. Итак, однажды патрон Симонида Скопас решил упрекнуть поэта в том, что в хвалебной оде, посвященной победе Скопаса в гонках колесниц, Симонид уделил слишком мало место победителю. В конце-то концов, история должна знать своих героев! Что же сделал Скопас? Он просто отказался оплатить оду в полном размере, предложив Симониду обратиться за остатком вознаграждения к тем, кого он восхвалял. Что ж, ситуация не из приятных, но вполне закономерная. Симонид был разочарован - он присутствовал на пиру, и, уж конечно, о происшедшем узнает весь город. Тут-то ему и передали, что с ним хотели бы поговорить двое молодых людей, которые находились за пределами пиршественного зала. Здесь в истории начинается настоящая мистика! Как только Симонид покинул зал с гостями, случилась настоящая катастрофа. Крыша зала обрушилась и раздавила Скопаса и его гостей. Поэту осталось только лишь благодарить свою судьбу, и тех двоих молодых людей, что попросили его покинуть пиршество очень вовремя. Спустя некоторое время, поэта вызвали на раскопки завала и попросили распознать погибших. Ему это удалось. Но как? Вот оно – зафиксированное открытие Симонида. Он сопоставлял личность погибшего с местом, которое тот занимал за столом. Позже, поэт использовал этот опыт в разработке «театра памяти». В современной версии он известен как метод локусов (мест). А открытие было в том, что память основана на упорядоченном изложении материала. Для запоминания необходимо придумать оригинальные образы того, что нужно запомнить, затем разместить их на отрезках очень хорошо знакомого маршрута. При «воспроизведении»- человеку достаточно лишь мысленно пройти весь этот маршрут и отыскать (т.е. вспомнить) искомый образ.

С этой техникой может справиться даже неграмотный человек: образы - универсальный язык. О них то и вспомнил еще один древний грек, нашедший для своей мнемотехнической системы 360 мест в двенадцати знаках зодиака. Метродор, конечно, был человеком - легендой. Со временем он отошел от занятий философией в пользу преподавания риторики. Метродор жил в первом столетии до нашей эры и, как сообщают источники, был наиболее успешным последователем Симонида. Но его главным нововведением было то, что вместо использования метода путешествий по хорошо знакомым местам, он предлагал располагать образы на Зодиаке. Метродор поделил все знаки на 30 частей, что давало 360 виртуальных «мест». Это позволяло создавать очень длинные, но в тоже время строго упорядоченные истории.

Рим

Из Греции мы перемещаемся в Рим. Вот где искусство памяти служило сугубо практическим целям. Например, для выступлений в суде. Изучение искусства памяти было обязательной дисциплиной в юридических школах. Следовательно, были и учебники. Но из-за падения Рима под натиском варваров, нам осталось лишь три трактата. Один из них принадлежит неизвестному автору и называется «Риторика для Геренния» (или более полное название «О красноречии к Гаю Гереннию в четырех книгах»). Это латинский учебник в соответствии с исследованиями был написан в 86–82 гг. до нашей эры. Самое любопытное - то, что мы не знаем ничего не только об авторе, но и о Гае Гереннии, которому посвящен учебник. Однако после прочтения мы можем сделать заключение о том, что автор этого трактата был весьма образованным человеком. Он был хорошо знаком с греческой теорией риторики - именно ее он старался упростить, делая упор в своем изложении на практическую сторону ремесла. Построение учебника следующее: в книгах I и II речь идет об инвенциии, то есть о выборе темы в судебных речах. В Книге III автор рассматривает тот же вопрос с точки зрения образцовых речей, обращает внимание на подачу информации. В книге IV речь идет о стиле. Что до памяти, автор риторики разграничивает природную память и искусную. Под искусной и понимается мнемотехника. Она, в свою очередь, подразделяется на запоминание мест и запоминание образов.

Своих современников, занимающихся мнемотехниками, опередил Квинтиллиан. Образование этот знаменитый оратор и преподаватель получил в Риме. Около 20 лет он сам обучал ораторскому искусству цвет римской молодежи — детей самых знатных и богатых римских семей. Квинтиллиан впервые озвучил идею, о том, что слова, которые обозначают абстрактные понятия, труднее для запоминания, чем слова, обозначающие конкретные предметы. И все потому, что они менее образны. Квинтиллиан сделал вывод о том, что для памяти полезно заниматься логическим анализом - разделять и упорядочивать слова. Если речь (которую, как подразумевается, нужно будет произнести в суде) слишком длинна, ее необходимо разбить на части. Для удобства каждую можно отметить особым, тематическим знаком. Так будет эффективнее.

Святой Августин

Христианский писатель и богослов Августин Блаженный запомнился нам своей «Исповедью». В ней он посвятил несколько глав «сокровищнице бесчисленных образов»- памяти. В своих представлениях, он отошел от классической аристотелевской традиции, подразумевавшей чувственное, образное восприятие. Августин утверждал, что ни у одной мысли нет ни звучания, ни запаха, а, следовательно, ни одна из мыслей не связана…с речью человека! Такой вот удар по античным учителям мнемотехники! Сегодня мы можем сказать, что это заявление было «революционным» и предсказало появление современной теории так называемой «семантической памяти»….

Продолжение следует...

http://www.diletant.ru/articles/4580498/
 
Dreamtown » Беседка » Полезные ссылки » история мнемотехники
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

 

Сайт управляется системой uCoz