Управление вниманием.
|
|
Чайка | Дата: Четверг, 01.03.2012, 09:39 | Сообщение # 151 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 235
Статус: Offline
| Есть такая как бы аксиома в оккультизме, что все события сначала совершаются на тонком плане, а уж потом овеществляются в материи. А что такое этот самый тонкий план? Не уровень ли фантазии, воображаемого? Вспомните Бардо Тобол: все посмертие, потусторонний мир, так сказать, находится в голове. т.е. в воображении умирающего. Т.е., с одной стороны это все ничтожная фантазия, с другой стороны, имеет императивный характер и является настоящим опытом ада-рая для обыкновенного человека. Ксаубер скажет, все это одни мистические разговоры и игры разума. Однако, чем особо отличается наша "посюсторонняя" жизнь от Бардо? Нас точно так же несет поток судьбы, наше тело, наша личность изменяются, и с определенной точки зрения выглядят как рябь на воде, как чаинки в стакане. Потому что есть та часть в нас, что неподвижна, есть наблюдатель, для которого вся личная история с ее успехами и страхами - тоже фантазия, поток образов в Бардо. Т.о. вся ткань нашей жизни, или реальность. есть по сути плод фантазии. Я, как и Ксаубер, не вижу смысла носиться с воображением как великим оружием магии. Но, увы, оно находится в корне нашего существования здесь, в самой грамматике мира.
|
|
| |
Чайка | Дата: Четверг, 01.03.2012, 09:48 | Сообщение # 152 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 235
Статус: Offline
| Вдогонку: тут где-то противопоставлялось восприятие воображению. А что оно такое, восприятие? Разум, запечатанный в черепной коробке, получает ряд сигналов от сенсоров, декодирует их, сопоставляя с др. сигналами из картотеки памяти, классифицирует, и на основании полученного результата подбирает подходящую бирку, сопровождая ее предупредительным ярлыком "приятно/неприятно. Все это происходит мгновенно и бессознательно, причем "нейтральные" сигналы обычно отправляются в корзину как несущественные. И это мы называем контактом с реальностью или даже познанием?
|
|
| |
Xauber | Дата: Четверг, 08.03.2012, 19:52 | Сообщение # 153 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 1173
Статус: Offline
| Quote (Чайка) Есть такая как бы аксиома в оккультизме, что все события сначала совершаются на тонком плане, а уж потом овеществляются в материи. Всякая аксиома должна подтверждаться фактом, однако боюсь эту "аксиому" трудно как-то подтвердить или опровергнуть. Это скорее просто идея, которая стала популярной, что её посчитали истинной, хотя эта "истина" ничем ни обоснована, ни подкреплена. Остается только верить, но что даст эта вера, если истина вполне может оказаться ошибочной!?
Quote (Чайка) А что такое этот самый тонкий план? Не уровень ли фантазии, воображаемого? Не обязательно! Фантазии и воображение -- это вполне может быть типа как программы в моСке как компьютере, а "тонкие планы" -- это может быть совсем иное. Программы виртуальны, а иное вполне может быть даже ничего себе так...
Xauber
|
|
| |
Xauber | Дата: Пятница, 09.03.2012, 22:06 | Сообщение # 154 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 1173
Статус: Offline
| Нашёл в тЫрнете любопытную статейку:
Развитие внимания и внимательности.
Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения ? наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости. Рассмотрим эти и другие параметры в условиях произвольного внимания и переходу к послепроизвольному при выполнении типичных видов умственной работы, связанных с запоминанием (чтение, слушание и других). При постараемся выяснить, возможно ли тренировать эти параметры ?
"Необходимости концентрированного внимания всегда сопутствует непреодолимое желание отвлечься”,- Артур Блох. Закон Мерфи. Трудно сочетать любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию внимания. Поэтому работа в условиях произвольного внимания оказывается далеко не всегда эффективной. Наиболее глубокая концентрация, сосредоточенность возможна лишь при послепроизвольном внимании. Чтобы перейти от произвольного к послепроизвольному вниманию, необходимо активизировать саму работу. Это можно сделать, используя работу памяти - закон осмыслении и интереса. Тем не менее, работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. Можно ли избавиться от ненужных отвлечений, научиться работать сосредоточенно ? Для этого необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы.
Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, небольшой самомассаж, гимнастика для глаз и т. д.).
Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило - необходимость создания соответствующей характеру работы обстановки. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе. Хорошее освещение, удобная поза и т. д. Важна также чисто психическая возможность работать именно в этих условиях. Поэтому так легко сосредоточиться, например, в библиотеке. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу. Люди с ярким, образным мышлением могут попробовать такой прием. Представим, что в нашей голове находится огромный шкаф со множеством ящиков. Каждому виду работы в этом шкафу соответствует определенный ящик. Перед началом серьезной работы, требующей глубокой сосредоточенности, максимально отчетливо нужно вообразить, как мы выдвигаем ящик соответствующего вида работы и проверяем, что остальные плотно задвинуты. Этот прием, по свидетельству современников, любил Наполеон, отличавшийся, как известно, огромной работоспособностью.
В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон (тихая музыка, шум за окном, пение птиц) все-таки необходимы. Широко известен опыт одной из библиотек Лондона, в которой были созданы полностью звукоизолированные места для читателей. Очень скоро выяснилось, что в полнейшей тишине сосредоточенная работа невозможна.
В четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Согласно многочисленным экспериментам пик нашей активности приходятся на 5, 11, 16, 20 и 24 часа. В эти периоды облегчено достижение максимальной концентрации внимания. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная задача при этом - обеспечение полного отсутствия всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету. Попробуем смотреть на кончик своего пальца с полной концентрацией на нем в течение 3 - 4 минут подряд. Это далеко не так просто, как кажется, но нужно выполнять подобные упражнения ежедневно. Некоторые психологи рекомендуют широко известное упражнение "созерцание зеленой точки”. Оно заключается в следующем: из книги вырезается страница, в центре ее ставится зеленая точка диаметром 1- 2 мм. Ежедневно по 10 мин., лучше перед самым сном в течение 2 - 3 месяцев нужно смотреть в зеленую точку. Главная задача та же - борьба с посторонними мыслями. Смотреть лучше за столом, время контролировать по лежащим рядом часам. По истечении 10 мин закрыть глаза и сразу лечь спать. Стараться, чтобы страница с зеленой точкой была последним зрительным впечатлением дня. Для тренировки слухового внимания необходимо выделять ежедневно 10 мин. для максимального "вслушивания”. Обычно во время слушания мы выполняем еще какую-нибудь работу. Нужно постараться максимально внимательно вслушаться в речь диктора радио, оратора на собрании и т. д. Выполняя подобные упражнения, мы заметим, насколько трудно сосредоточиться на неподвижных, несложных предметах и явлениях. Это происходит потому, что важнейшим условием длительного устойчивого сосредоточения является изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, требующая активного восприятия. Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия длительной устойчивости внимания - те же, что и для обеспечения его концентрации. Главное из них - активность выполняемой работы.
Следующий параметр внимания - его объем. Этот же параметр является основной характеристикой краткосрочной памяти. Замечено, что при кратковременном предъявлении человеку под силу воспринять и запомнить 5 - 7, максимум 9 предметов. Это так называемое "правило Миллера 7 ± 2”, сформулированное американским психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания человека зависит не от количества информации, а от числа блоков, или кусков информации, число которых постоянно и равно 7 ± 2. Поэтому правилу одинаково запоминаются при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей. Поэтому самый продуктивный, емкий - код идей, мыслей, образов. Объем внимания можно тренировать. Бросить взгляд на какой-либо предмет (дом, лицо, интерьер), а затем попытаться воспроизвести его в воображении с максимум деталей. Сравнить свои представления с реальным предметом. Везде, где возможно, нужно тренироваться в таком мгновенном схватывании информации и воспроизведении ее по памяти (витрины, плакаты, группы людей). Для увеличения объема внимания и облегчения восприятия нужно научиться рационально группировать предметы по различным признакам.
Когда говорят об объеме, обычно подразумевают работу внимания, направленного на зрительное восприятие. Однако если внимание проявляется одновременно в различных формах, направлено на различные виды деятельности, то говорят о распределении внимания. Нас не удивляют возможности наших бабушек одновременно смотреть телевизор и вязать или способности машинисток печатать т разговаривать. Такое возможно, когда хотя бы один из видов деятельности представляет собой хорошо знакомую привычную работу, а другая не требует полной сосредоточенности. Большинство видов умственной деятельности, связанных с интенсивной работой памяти, требуют почти 100% концентрации внимания. Известно, что сильно задумавшийся человек нередко имеет неосмысленное выражение лица, поскольку у него не остается "резервов” внимания для поддержания у себя выражения задумчивости. На этот факт обращал внимание еще Эйнштейн. Поэтому вряд ли можно верить рассказам об одновременном чтении и письме или слушания и переводе с иностранного языка. Загрузка внимания при других видах работы меньше. При мытье полов, например, - 9%, при забивании гвоздей - 40%, при вождении автомобиля - 60%, подсчете денег - 80%. Соответственно, в это время возможно выполнение и другой работы. Параметр распределения внимания тоже поддается тренировке. Попробуем одновременно писать разными руками разные слова, например, левой рукой - свое имя, правой - фамилию. Или: считать вслух от 1 до 20. Одновременно писать "20, 19, 18¼ 1”. Затем наоборот: говорить: "20, 19, 18¼ 1”, а писать в порядке возрастания. Это труднее. Рисовать на бумаге или описывать одной рукой в воздухе круг, другой - треугольник. Подобные упражнения не являются пустой забавой. Упражнения для тренировки параметра распределения внимания способствуют увеличению наших способностей приспособления к смене ритма деятельности. Кроме того, они могут использоваться для облегчения перехода от сна к бодрствованию, сняти эмоциональных перегрузок.
Тренируя распределение внимания, мы замечаем, что внимание "скачет” с одного объекта на другой. Здесь имеется другой параметр внимания - его переключение. Важность умения быстро переключаться с одной работы на другую несомненна. Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно связано с особенностями предстоящей предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем труднее переключить внимание на новый вид деятельности, тем в большей степени сказывается эффект торможения. Разные люди по-разному переходят от одного вида деятельности к другому. Это обусловлено особенностями подвижности нервных процессов у каждого человека. Однако а параметр переключения внимания можно тренировать. Попробуем читать попеременно две или три разные книги - 15 секунд на каждую книгу. Или: страница из одной книги, страница из другой. Возьмем книги близкие по содержанию. После такого попеременного чтения нужно составить планы прочитанного в разных книгах. Параметр переключения можно использовать для определения состояния нашего внимания. Попробуем в течение нескольких дней каждое утро быстро рисовать ряд из таких, например, значков: Z Z Z и т. д. Сравним показатель (количество значков до первой ошибки) за несколько дней - это и будет нашей нормой. Пусть это будет 12. Попробуем сделать то же самое вечером или после интенсивной умственной работы - показатель будет не более 6 - 7. Таким образом, готовясь к серьезной работе, можно загодя с помощью параметра переключения узнать, готово ли наше внимание к этой работе.
Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием. Уделим своему вниманию 5 - 10 минут в день, и результаты не замедлят сказаться.
Xauber
|
|
| |
DURDEN1355 | Дата: Пятница, 09.03.2012, 22:52 | Сообщение # 155 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 890
Статус: Offline
| ага, с апреля изучаю по научной литературе свойства внимания, про его утомляемость и интерес, про колебание и т.д... то, что отследил последнее время- это переход от осознанности в ловушку- короче осознанность здесь и сейчас имеет характеристику непрерывности, а шаманская песня возникает при фиксации внимания, его остановки, ловушки. Думаю толчок при осознанности это типа ощущение от начала её целенонаправленного движения.
мир приобретает цвет стекла , через которое ты на него смотришь....
|
|
| |
DURDEN1355 | Дата: Пятница, 09.03.2012, 23:11 | Сообщение # 156 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 890
Статус: Offline
| у меня вопрос- сам чел не может вскрыть пузырь? Работа того кто внутри и того кто снаружи это обязательное условие?
мир приобретает цвет стекла , через которое ты на него смотришь....
|
|
| |
Xauber | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 09:24 | Сообщение # 157 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 1173
Статус: Offline
| Quote (DURDEN1355) ...а шаманская песня возникает при фиксации внимания, его остановки, ловушки. Думаю толчок при осознанности это типа ощущение от начала её целенонаправленного движения. С этого момента мой моСк отключился. Можешь попроще, для продвинутых сантехников.
Quote (DURDEN1355) у меня вопрос- сам чел не может вскрыть пузырь? Работа того кто внутри и того кто снаружи это обязательное условие? Ты о чём?
Xauber
|
|
| |
DURDEN1355 | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 11:03 | Сообщение # 158 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 890
Статус: Offline
| ну осознанность это типа намеренное управление вниманием, осюда и целенаправленность её движения)))) Т.к. для осознаности нужно свободное внимание, то потеря осознанности это потеря свободы внимания , его поглощение.
Про двух челов эт я про объяснение магов спрашивал)))
мир приобретает цвет стекла , через которое ты на него смотришь....
|
|
| |
Xauber | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 17:32 | Сообщение # 159 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 1173
Статус: Offline
| Quote (DURDEN1355) ...ну осознанность это типа намеренное управление вниманием... Может быть, хотя у КК внимание -- это "развитое" осознание, этакая надстройка.
Quote (DURDEN1355) Про двух челов эт я про объяснение магов спрашивал))) А, ну это тебе к "видящим" наверно, гы.
Xauber
|
|
| |
DURDEN1355 | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 19:13 | Сообщение # 160 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 890
Статус: Offline
| наверное и так можно сказать - намеренное управление осознанием. Типа - овладение осознанием это овладение вниманием. ))) овладение это вроде как намеренное управление)))) нужно ещё развить устойчивость внимания... через созерцательные техники..
мир приобретает цвет стекла , через которое ты на него смотришь....
|
|
| |
Xauber | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 22:07 | Сообщение # 161 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 1173
Статус: Offline
| Вот ещё такой вариант: намеренно осознанное управление вниманием.
ЗЫ: Если по аналогии со сновидением, то на ум пришло "созерцание" как форма практики в реале по контролю внимания, т.е. по удержанию внимания на объектах. Это как элемент сталкинга в том плане, что через контроль внимания мы контролируем и своё поведение.
Xauber
|
|
| |
DURDEN1355 | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 22:18 | Сообщение # 162 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 890
Статус: Offline
| у меня при таком контроле и дисциплине возникает ощущение наблюдения за собой со стороны... как раздвоение .. Эт нормально?
мир приобретает цвет стекла , через которое ты на него смотришь....
|
|
| |
Xauber | Дата: Воскресенье, 11.03.2012, 22:32 | Сообщение # 163 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 1173
Статус: Offline
| Сегодня лазил в сборнике лекций и интервью КК и нашёл фразу что типа самодисциплина (ну или дисциплина) это по сути осознание. Я удивился. Афигеть, куда ни плюнь, везде Кеша с вилами стоит.
Xauber
|
|
| |
Xauber | Дата: Воскресенье, 18.03.2012, 21:13 | Сообщение # 164 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 1173
Статус: Offline
| Quote (DURDEN1355) вот подумалось, что сдвиг без фиксации вообще смысла не имеет .... поэтому наверное нужно овладеть механизмом фиксации - контролем внимания ( чо мы и делаем ) .... Это да, думаю нужно жестко различать: где работает внимание, а где аля осознанность. Трикс с руками должен ограничиваться лишь "захватом" внимания и не более. Всё остальное от лукавого.
Xauber
|
|
| |
Бусявка | Дата: Понедельник, 19.03.2012, 00:28 | Сообщение # 165 |
Горожанин
Группа: Проверенные
Сообщений: 348
Статус: Offline
| Xauber, как вообще успехи? Ты как я понимаю, хочешь нащупать именно намерение, выталкивающее твоё внимание из ловушки к рукам. У меня же пока, вроде, неплохо получается именно управлять уже свободным вниманием. Но, например, для ОСа не хватает как раз таки пинка намерения.
Вот я и думаю, стоит ли добивать новое "мировосприятие" до автоматизма, до привычки, пока оно не проявится во сне или действовать иначе?
А ещё, я немного паранойю, что выталкивает меня? С одной стороны, я вроде никак не циклюсь и не думаю об осознанности, а всего лишь контролирую внимание, хоть и изначально с разумного посыла. Но тем не менее, вроде, любые практики неделания КК делал после словесных указаний(тот же разум) ДХ. То есть, в принципе, контроль внимания по зову разума уместен? Тогда и смотрение на руки после вспоминания об осознанности - тоже уместо(ибо тоже неделание, тоже контроль внимания)? Это я про твоё нежелание смотреть на руки после рассуждений. Но с другой стороны, как я уже написалQuote я ... всего лишь контролирую внимание, хоть и изначально с разумного посыла. А "изначально", потому что такое поведение внимания для меня стало "приятным" и теперь совершается без каких-либо воспоминаний и рассуждений. Вот только как бы его в сон закинуть.
P.S. На самом деле, я понимаю, что сильно тороплюсь, ведь прошло ещё мало времени, а с опытом, возможно, попрут и ОСы. Но просто пока есть возможность и время позависать у компа, да ещё и куча новых переживаний.
Сообщение отредактировал Бусявка - Понедельник, 19.03.2012, 00:31 |
|
| |
Сайт управляется системой uCoz
|